Компрессор — можете назвать сердцем холодильника. Он главный труженик, строго обеспечивающий весь замкнутый цикл теплоотдачи, происходящий в таком агрегате.
Благодаря безупречной работе в холодильной и плюсовой камерах, обеспечиваются нужные температуры. Но иногда случается, что агрегат выходит из строя.
Как проверить исправность основного устройства холодильника, расскажет статья.
Устройство компрессора
Обычно работа холодильников, будь то «Атлант», «Индезит» или другой, в общем-то, довольно схожа. Агрегат создаёт давление и отправляет газ в систему. После охлаждения он становится жидким и течёт, но уже с меньшим давлением в испаритель.
Во время испарения фреон отбирает тепло снаружи. Нагретое вещество переходит из жидкого состояния в газообразное и попадает в конденсатор. На этом этапе выделяется тепло. Процесс повторяется.
Сам испаритель, естественно, расположен внутри — в морозильной камере. Конденсатор же располагают сзади аппарата. Обычно он никак не маскируется и свободно отдаёт тепло в окружающую среду.
Как раз такая конструкция даёт возможность всем элементам работать слаженно. Так обеспечивается свободная циркуляция хладагента.
Важный момент — перепад давления во всех камерах, гарантирующий эффективную работоспособность.
Он создаётся капиллярной трубкой, которую ещё называют терморегулирующим вентилем. Запланированный температурный режим контролирует термостат (терморегулятор).
Когда происходит изменение температуры, он подаёт соответствующий импульс, реле срабатывает, и компрессор включается. И ещё немного об устройстве компрессора.
- Двигатель-компрессор установлен внизу сзади холодильника. Собственно сам мотор помещён в специальный металлический корпус и окружён маслом.
- Составляющие компрессора: рабочая и пусковая обмотки, реле. На кожухе 3 провода: 1 общий, а также по одному от обеих обмоток:
- С – общая клемма;
- S – пусковая обмотка;
- M (R) – рабочая обмотка.
Поиск поломки в зависимости от вида компрессора
Абсолютно все компрессоры имеют сложное устройство, их двигатели надёжно закреплены в герметичном корпусе. Даже небольшое внутреннее происшествие потребует смены агрегата. Он жёстко крепится к специальной раме.
Обычно на бытовые агрегаты устанавливаются компрессоры, в основе которых поршень и перепускные заслонки.
Они, когда происходит разряжение, усиленно втягивают хладагент сквозь, легко сжимают и выталкивают, воспользовавшись уже вторым клапаном.
Громко работающие, быстро нагревающиеся агрегаты устанавливаются на дешёвые холодильники. Тепло кожуха рождается от трения большого количества элементов компрессора. Кривошипно-шатунное движение вала двигателя передаётся движению поршня. Он называется коллекторным.
Компрессор линейный. Тут в системе отсутствует коленвал. Есть лишь поршень и камера сжатия. Поршень преобразует электрическую энергию в механическую.
Такими двигателями обеспечивают холодильники, продаваемые по средней цене. Высокая энергоэффективность позволяет отнести их к классу «А». Они почти бесшумны.
Совсем бесшумно и экономно работают инверторные компрессоры. В бесщёточном двигателе установлен электронный преобразователь. Обычный переменный ток в нём выпрямляется и сразу преобразуется в переменный.
Но уже другой, нужной ему частоты. Благодаря этому действию обеспечивается переменная скорость вращения. Но стоят они дороговато.
На компрессоре инверторного типа всегда вначале проверьте токопреобразующий узел:
- возьмите 3 лампы накаливания по 60 Вт;
- соедините их гирляндой в виде треугольника;
- выключите холодильник из розетки;
- отделите инвертор от компрессора;
- подключите гирлянду к инвертору;
- воткните вилку в розетку.
Если при запущенном генераторе ваши лампочки начнут по очереди включаться и гаснуть, значит инвертор исправен.
Пронаблюдайте 4 цикла. Одна из лампочек будет светиться на полную мощность, а две другие только на 50 %. Важно — лампа должна гореть 1 секунду.
Когда при такой работе любая из лампочек будет гореть не так, вам следует начать поиск неисправности непосредственно в инвенторе. Однако эту работу доверьте специалисту — у вас скорее всего ничего не получится.
Возможные причины сбоя в работе электродвигателя
Таких причин может быть несколько:
- перегорел обрыв в обмотке, например, от появления повышенного напряжения в сети;
- в пусковом реле сильно закоптились, либо даже отгорели контакты;
- произошел обрыв контакта в шнуре или проводке;
- не исправен шнур;
- сила давления в системе не соответствует норме;
- присутствует частичное или полное засорение системы;
- недостаточно хладагента.
Диагностика
Как проверить компрессор холодильника, рабочий или нет? Осторожно прикоснитесь к работающему компрессору рукой. Обычно он заметно горячий. Так вы узнаете наверняка, работает он или нет.
Если двигатель не выключается или агрегат чрезмерно морозит камеру, скорее всего виноват термостат.
Когда вы владеете каким либо профессиональным навыком, вам легче сориентироваться, как проверить работоспособность компрессора холодильника.
Терморегулятор
В первую очередь, обычно проверяют терморегулятор. Для этого:
- отключите агрегат и уберите все мешающие доступу детали;
- на термостате замкните между собой контакты (кроме провода заземления — зелёного или синего);
- включите холодильник: если аппарат заработал — заменяйте термостат, если не включился — ищите в ином месте.
Реле пусковое
Его проверить можно следующим образом:
- осмотрите контакты;
- убедитесь в их надёжности;
- при необходимости их надо зачистить и поджать.
Давление
Имея манометр, вы можете проверить холодильник на наличие давления:
- присоедините манометр;
- включите холодильник в розетку;
- посмотрите результат;
- идеально, когда прибор покажет 5 Атм.;
- давление будет продолжать расти;
- отключите манометр, мотор исправен;
- если давление газа ниже 4 Атм. — компрессор нерабочий.
Сопротивление
Какое сопротивление должно быть? Проверка и цифры выглядят так:
- отсоедините контакты в реле;
- замерьте сопротивление между проводами от двигателя;
- между контактами оно должно быть около 29 Ом;
- на правом верхнем оно составит 14 ОМ;
- на левом верхнем — 18 Ом;
- по стандарту отличия могут быть плюс-минус 5 Ом (вам в помощь таблица сопротивления);
- если эти цифры менее 10 Ом — возможно есть замыкание между витками, агрегат надо менять;
- при обнаружении обрыва, срочно меняйте мотор.
Как прозвонить компрессор? Если между двумя контактами вы увидите сопротивление обмоток компрессора холодильника, равное 0 Ом — это значит, что между витками короткое замыкание. Результаты отдельных замеров обеих обмоток надо сложить.
Сумма должна быть равна измеренному сопротивлению между ними, либо иметь очень небольшую разницу. Теперь вы узнали, как проверить компрессор холодильника мультиметром.
Проверка холодильника на работоспособность может начаться с проверки мотора на сопротивление.
Необходимо понимать, как проверить мотор холодильника. Для этого надо замерить линию и узнать сопротивление между частями оборудования и электрическими контактами. Поэтому подключите мультиметр к проводам без реле и, например, к медной трубке. Присутствие сопротивления прямо укажет вам на серьёзные проблемы.
Стандартное сопротивление изоляции нового мотора составляет 1000 Мом. С течением времени оно может опуститься до 10 Мом. Это плохо, но всё ещё терпимо. Если же вы увидите на приборе 1 Мом и ниже — меняйте компрессор. Если сопротивление составляет 0,5 Мом использовать двигатель крайне опасно, а потому категорически запрещено. Тогда выполните следующие действия:
- обесточьте агрегат;
- один щуп соедините с любым контактом от двигателя, второй — с корпусом;
- если всё хорошо, то на приборе вы увидите бесконечное сопротивление;
- с изоляцией проблемы — увидите на экране прибора цифры.
Когда прибор показывает «ноль», значит двигатель замкнут на массу. Вероятность его работы крайне мала. Когда короткое замыкание пошло с корпусом, его величина будет немного выше нуля. Этот компрессор уже очень опасен. Его надо срочно заменить.
Проверяем величину электрического тока
Делается это так:
- включите холодильник;
- возьмите клещи (тестер);
- проверьте ими сетевой провод;
- если мощность двигателя 140 Вт, ток будет равен 1,3 ампера;
- если 120 Вт — 1,2 ампера.
Как видите, если ваш холодильник забарахлил, можно, кое-что сделать и самому. И теперь вы имеете минимальные навыки. Однако для гарантии вашей безопасности и качества предстоящего ремонта, лучше всё-таки обратиться к профессионалу.
Как вам статья?